Запуск речи

Как правило, родители с нетерпением ждут, когда ребенок заговорит, радуются каждому новому слогу и слову. Когда же из слов начинают складываться предложения, появляется связная речь, для него открывается новый мир вербальной коммуникации. Это дает новый толчёк развитию психики и интеллекта, выводит ребенка на новый этап… Но как быть, если время идет, а ребенок всё молчит? До каких пор можно смело ждать и не беспокоиться, а когда стоит начинать бить тревогу? Многие родители успокаивают друг друга, приводя в пример свои ситуации из жизни или своих знакомых: «Подождите до трех/четырех лет, сам заговорит». Действительно, нельзя сбрасывать со счетов такой фактор, как индивидуальные темпы развития, но специалисты придерживаются понятия возрастной нормы, которая и определяет соответствие или отклонение от общепринятых параметров и темпов развития.

ВОЗРАСТНЫЕ НОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ

Ребенок к 1 году должен говорить 10 слов, в 2 года — 50 слов, строить предложения и фразы из 3 — 4 слов, в 2,5 года должен говорить от 100 до 200 слов, строить сложные предложения из 5 – 7 слов, задавать вопросы, четко произносить большинство букв. Ребенок 3 года в норме говорит сложными предложениями из 6 – 8 слов, объединяет предложения по смыслу. В 4 года речь становится еще разнообразней, словарный запас уже большой – 2000 слов, предложения согласованы по числу, роду, падежу, склонению, легко объединяются в общую тематику, предметы обобщаются в группы, употребляются практически все части речи. В 5 лет ребенок имеет словарный запас от 2800 до 3300 слов, может рассказать историю, пересказать любую услышанную сказку, оценивает действия героев книги, пересказывает любую информацию, интересуется окружающими событиями, свободно употребляет все части речи, правильно произносит все буквы, речь здорового ребенка не отличается от речи взрослого человека.

По неврологическим нормам развития, если ребенок к 1 году не имеет словарный запас из 10 слов, а к 2 годам — не составляет небольшие предложения из 2-3 слов, можно говорить о таких диагнозах, как темповая задержка речи или задержка речевого развития (задержка речи, ЗРР). Первые тревожные признаки отставания в развитии речи могут наблюдаться уже в первые месяцы жизни ребенка, но диагностировать задержку речевого развития можно только в возрасте 2-х лет.

Провести актуальное обследование на предмет общего развития ребенка и задержки речи, может как логопед (Волгоград) так и логопед-дефектолог. Для этого необходимо обратиться в профильное учреждение: Логопедический Пункт, либо Логопедический Центр (Волгоград), где пройти диагностическое обследование для уточнения соответствия возрастной норме.

ПОЧЕМУ РЕЧЬ РЕБЕНКА ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ?

Задержка речевого развития — это не самостоятельное заболевание, а следствие определенных отклонений в организме ребенка: нарушений функций нервной системы, генетических отклонений или психических расстройств. Причинами проблем с речью могут быть врожденные или приобретенные нарушения в деятельности организма или неблагоприятные психологические условия жизни ребенка. Наиболее распространенными причинами задержек развития речи являются следующие:

  •  тяжелые роды и родовые травмы;
  • недоразвитость мускулатуры лица и рта;
  • нарушения слуха;
  • болезни, черепно-мозговые травмы и операции, перенесенные в раннем детстве;
  • кровоизлияния в мозг, опухоли головного мозга;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • ДЦП, синдром Дауна, расстройства аутистического спектра, СДВГ;
  • генетическая предрасположенность, в т. ч. психические расстройства у родителей;
  • психические и физические травмы;
  • речевая депривация (невостребованность речи, когда с ребенком мало разговаривают или речь говорящего эмоционально и мимически невыразительна);
  • конфликтные или безразличные отношения родственников в семье (между родителями, по отношению к ребёнку и т.п.).

Если провоцирующий фактор продолжает существовать и тормозить развитие речи, то в процессе лечения эффективность помощи будет существенно более низкой.

Чтобы выявить задержку в речевом развитии на раннем этапе, родители должны внимательно наблюдать за развитием своего ребенка, вовремя заметить тревожные симптомы, проанализировать наличие возможных причинных факторов и обратиться к специалисту-логопеду и/или детскому психиатру.

ТРЕВОЖНЫЕ СИМПТОМЫ ЗАДЕРЖКИ РЕЧИ

Ребёнок 2 года жизни:

  • ребенок использует в общении всего несколько слов (двухлетний ребенок должен знать и говорить не менее 50 слов — в среднем 100 слов);
  • не пытается повторять новые слова;
  • не может составлять короткие фразы из двух слов;
  • не понимает и не выполняет просьбы взрослых;
  • не знает названия частей своего тела и окружающих предметов и не может показать их по просьбе взрослых;
  • у ребенка постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с ростом зубов.

ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Для объективной диагностики актуального состояния развития ребенка необходима консультация:

  • Невролога- она даст информацию о зрелости ведущих психических функций.
  • Лора и офтальмолога – исключаем патологии слуха и зрения.

На основании полученных данных логопед или логопед-дефектолог составляет индивидуальный коррекционный маршрут. В некоторых случаях система занятия дополняется медикаментозной терапией, физиопроцедурами и массажем по назначению врача. В программу коррекции по показаниям, которые определяет логопед-дефектолог, включаются регулярные игровые логопедические занятия, (логоритмика для малышей), игровая (МИМ-терапия) и песочная терапия, а так же сенсорная, кинестетическая и речевая стимуляция.

СЕГОДНЯ МЫ С УВЕРЕННОСТЬЮ МОЖЕМ СКАЗАТЬ: ЗАДЕРЖКА РЕЧИ – НЕ ПРИГОВОР!

Важно помнить, что не все проблемы можно решить самостоятельно. Доверьте Вашего ребенка опытным специалистам, ведь после 3,5-4 лет запуск речи происходит все сложнее и сложнее поэтому не стоит ждать и откладывать коррекционные занятия на долгий срок.

СТОИМОСТЬ

Прием по этому направлению ведут:

Абатулина А.Ю.

ДЕФЕКТОЛОГИЯ

Носачева Т.А.

Богомазова Анна Вячеславовна

Рубцова С.Б.

Рубцова Светлана Борисовна

Дорошенко И.С.

Смелова Анастасия Владимировна

Тябина Д.А.

Богомазова Анна Вячеславовна

Богомазова А.В.

Богомазова Анна Вячеславовна