Тахилалия

Тахилалия — это нарушение темпа речи, которое сопровождается патологически ускоренным речевым потоком. При тахилалии нередко отмечается повторение одних и тех же слов, запинание, при котором могут искажаться окончания, изменяться произношение слов, особенно длинных. Также этому сопутствует нарушение письма и чтения, ускоренное протекание иных психических процессов.

Причины развития тахилалии

В логопедической практике причины тахилалии различны, при этом существует множество мнений, среди которых выделяют следующие теории о причинах развития тахилалии:

  1. генетическая предрасположенность;
  2. подражание со стороны ребенка быстрому темпу речи окружающих;
  3. неправильное воспитание речи.

Чаще всего тахилалии подвержены неуравновешенные, гиперактивные, с повышенной возбудимостью дети. При этом проявление в детском возрасте нарушений речи может усугубиться в подростковом периоде и сопровождать человека всю жизнь.

Иногда тахилалия развивается на фоне роста опухолей головного мозга либо на фоне других патологий мозга (ЧМТ, нейроинфекции, эпилепсии). Также причинами тахилалии могут быть различные психиатрические патологии: это развитие шизофрении, маниакально-депрессивного психоза и т.п.

По природе своего развития тахилалия является неким процессом доминирования возбуждения над торможением, которое влечет за собой нарушение темпа внутренней и внешней речи.

Признаки проявления тахилалии

Симптоматика проявления тахилалии имеет речевую и неречевую форму. Главный симптом развития нарушения речи — аномальное ускорение темп речи, когда пациент произносит около 30 звуков в секунду, вместо 10-12 (как при обычном темпе). При этом у больного тахилалией речь сопровождается запинками, повторами, перестановками, «проглатыванием» слогов и слов, невнятностью произношения фраз. Также ускоренная речь усугубляется нарушением внутренней и письменной речи. Что же касается неречевой формы развития тахилалии, то в данном случае наблюдается нарушение общей моторики, эмоционально-волевой сферы, поведения, вегетативной нервной системы. У пациента ярко выражены жесты и мимика. Данного рода моторное беспокойство проявляется не только во время бодрствования, но и во сне. Помимо этого, тахилалия сопровождается такими признаками, как:

  1. неустойчивое и быстрое переключение внимания;
  2. недостаток моторной, слуховой и зрительной памяти;
  3. потливость;
  4. тахикардия;
  5. покраснение кожных покровов.

Диагностические методы тахилалии

Диагностика нарушения речи проводится неврологом и психиатром. Для того чтобы выявить неврологическую симптоматику, а также проверить состояние интеллекта и психические отклонения, пациент проходит следующие исследования:

  • электроэнцефалографию;
  • ЭЭГ для исключения эпилептиформной активности;
  • МРТ головного мозга.

Для оценки речевой функции пациента направляют на осмотр к логопеду. Специалист проверяет состояние речевой моторики, особенности экспрессивной речи. Также во время исследования учитывается постановка пациентом ударений, построение пауз, оцениваются задания на написание, прочтение, переписывание текстов. В свою очередь, психолог проводит обследование сенсорной, познавательной, эмоционально-волевой сферы.

Коррекция тахилалии

Коррекция тахилалии сопровождается комплексным медицинским, психотерапевтическим и логопедическим воздействием, а именно:

  • ЛФК;
  • аутогенная тренировка;
  • речевые упражнения;
  • логопедическая ритмика;
  • медикаментозная терапия;
  • физиотерапия;
  • нейроседативный массаж;
  • бальнеотерапия;
  • сеансы у психолога.

При этом главной целью коррекционной работы по устранению тахилалии является выработка навыка спокойной, неторопливой, плавной, ритмичной речи. В данном случае пациент посещает коллективные занятия, которые подразумевают соблюдение дисциплины и режима максимального ограничения речи. В логопедической работе используются вопросно-ответные беседы. Кроме того, на занятиях применяются различные речевые методики, зарядки, логоритмика, речевые упражнения под такт, громкое чтение, прослушивание образцов правильной речи. В завершении курса пациенты приступают к рассказам, пересказам, чтению про себя и, конечно же, публичным выступлениям, которые затем подвергается анализу.

Коррекция тахилалии у взрослых пациентов длится 3 месяца, а у детей — до года. На протяжении всех занятий дети приучаются к медленной, спокойной и плавной речи. На первых порах может быть очень трудно с таким замедленным темпом речи. Для этой цели дети могут произносить фразы под удары в мяч, под прыжки, под метроном. Такие приемы помогают сохранять заданный темп во время всего занятия.

При тахилалии часто бывает нарушена последовательность, логичность мышления. Этому также следует уделять большое внимание. В таких случаях полезно учить детей составлять рассказ по плану, подсказывая им последовательность изложения. Эффективен такой вид рассказывания, когда логопед начинает фразу, а все дети по очереди договаривают. При этом все фразы должны быть объединены одной темой. Подобные упражнения развивают у детей логичность мышления и одновременно позволяют им тренироваться в неторопливом темпе речи.

После окончания курса занятий необходимо в течение года очень внимательно следить за речью ребенка, так как тахилалия имеет тенденцию к возвращению. Нужно беречь приобретенные ребенком навыки и не позволять ему ускорять темп речи. Если в течение года сохранится нормальный темп речи, значит, тахилалия исчезла. При рецидивах тахилалии проводятся повторные комплексы занятий.