За последние десять лет специалисты в области развития детей всё больше говорят о резком повышении количества детей с особенностями поведения, которые характеризуются как «гипердинамический синдром», «гиперактивность» или «синдром гиперактивности с дефицитом внимания» (СДВГ).

Что такое гиперактивность? Для начала разберём слово гиперактивность по составу: приставка «гипер» указывает на превышение норм, а основная часть слова означает «действительный, деятельный», то есть гиперактивный ребёнок — это чрезмерно деятельный, активный ребёнок.

Первые симптомы гиперактивности проявляются до возраста 7 лет, у мальчиков этот синдром встречается чаще, чем у девочек. К внешним проявлениям гиперактивности относят такие, как:

  • невнимательность, отвлекаемость;
  • импульсивность;
  • повышенная двигательная активность;
  • как правило, интеллектуальные способности таких детей не зависят от степени гиперактивности, в некоторых случаях они даже превышают возрастную норму.

Часто СДВГ сопутствуют и другие нарушения: проблемы взаимоотношений с окружающими, заниженная самооценка, сложности обучения. Что, как правило, является следствием неоказания своевременной помощи, а значит, особенности поведения наложили отпечаток на внутреннее восприятие ребёнком самого себя.

Надо сказать еще об одной опасности «запускания» данного расстройства — это высокая вероятность накопления трудностей в обучении из-за низкого уровня самоконтроля и проблем в отношениях с учителями. Познавательные способности таких ребят, как правило, позволяют хорошо усваивать школьный материал, однако неусидчивость и дефицит внимания при отсутствии своевременной психологической коррекции могут ограничить или снизить потенциал обучаемости.

Причины возникновения гиперактивности Причины возникновения гиперактивности разнообразны, но в основном специалисты выделяют такие, как:

  • родовые травмы,
  • инфекционные заболевания,
  • перенесенные в первые месяцы жизни,
  • особенности функционирования и строения мозга,
  • генетические факторы.

Основой СДВГ (синдрома гиперактивности) выступает минимальная мозговая дисфункция (ММД).

Диагноз «гиперактивность» имеет право ставить только врач-психиатр после проведения необходимого обследования. Но на практике часто встречается, что такой диагноз ставит ребенку невролог. Оба эти специалиста осуществляют медикаментозное лечение при необходимости. Заподозрить симптомы СДВГ и дать направление на обследование может и педагог-психолог (детский психолог) в детском саду или школе. Коррекция гиперактивности Сегодня работа современного врача, как правило, ограничивается постановкой диагноза и выписыванием необходимых лекарств, которые, кстати говоря, зачастую имеют побочные эффекты. Это директивный симптоматический подход, который заканчивается на купировании симптомов, в то время как причины расстройства остаются и продолжают создавать опасные условия для нарушений развития ребенка. Кроме того, остаётся важная проблема, связанная с адаптацией ребенка к своим особенностям, требованиям в школе, развитии необходимой самодисциплины и других навыков. С помощью лекарств научить человека правилам поведения в обществе невозможно, а неадекватное поведение ребёнок может зафиксировать и воспроизводить его в дальнейшей взрослой жизни. Вместе с тем важно проводить необходимую работу и с семьей ребёнка с СДВГ. Конечно, окружающим трудно взаимодействовать с таким ребёнком, но необходимо помнить, что в первую очередь страдает сам ребенок с гиперактивностью. Трудности поведения не зависят от желания ребёнка так себя вести. Он просто и не имеет возможности это исправить в силу своих физиологических особенностей. А постоянные окрики, брань, наказания чаще всего не помогают справиться с трудностями, а способствуют развитию отрицательных черт характера. Полного послушания гиперактивного ребёнка добиться нереально. Но обучить его жить в согласии и сотрудничестве — возможно!

Если у Вашего ребенка поставлен диагноз синдрома дефицита внимания и гиперактивности или Вы подозреваете его наличие, то запишитесь на диагностическое обследование к дефектологу. Специалисты проведут диагностику и с учетом особенностей Вашего ребенка построят программу коррекции, а также дадут рекомендации по воспитанию ребёнка для родителей. Занятия со специалистами помогут развить необходимые качества: снизить импульсивность и агрессивность, улучшить внимание, повысить качество адаптации ребенка в семье, детском коллективе.